Блог

Как я делал маркетинг для автосалона. Взлеты и падения. Часть 1.

Здесь я приведу текст кейса, опубликованного три года назад. Орфографию и стиль сохранил. Добавил примечения из 2020 года. Но и сейчас некоторые штуки могут быть полезны.

Массовый сбор заявок на автокредиты

Здравствуйте, дорогие читатели! В этом кейсе не будет частных примеров «Как я привлек 1000 подписчиков по 1 рублю», здесь скорее вы сможете прочесть о комплексном интернет-маркетинге для автомобильного рынка.

Этот материал будет интересен начинающим интернет-маркетологам, которые еще не работали с большими бюджетами или множеством каналов привлечения клиентов. Здесь вы найдете несколько подводных камней, с которыми мне пришлось столкнуться. Это поможет вам избежать кучу неприятных ситуаций.

Исходные данные:


На улице был декабрь 2015 года, автомобильная отрасль была в глубоком кризисе и мозговитые аналитики предсказывали пробитие очередного дна по продажам (они не сильно ошибались).

Группа амбициозных людей решила открыть автосалон по продаже новых автомобилей в одном из регионов России. И они обратились ко мне с вопросом, а могу ли я помочь им с рекламой?

Не раздумывая я ответил, что готов на великие свершения и даже немного больше. И здесь нам, дорогой читатель встречается

Подводный камень № 1: Не бери на себя лишнего! Обговаривай всё до старта проекта.

Т.к. я когда-то арендовал номер в задарма я сразу стал специалистом по виртуальным АТС и организации call-центра. Достаточно интересный и полезный опыт, но об этом позже.

Бегло изучив рынок и кейсы, которые были в открытом доступе, я решил, что 2−3 тыс. лидов (в данном случае заявка/звонок/вопрос на сайте) в месяц при бюджете в районе 700 т.р. это легко и просто. На самом деле нет. И дело не в маленьком бюджете, а в количестве людей, которые хотели купить себе новый автомобиль.

Но до открытия салона было еще несколько месяцев, и я находился в счастливом неведении…

Что нужно было сделать:

  • Call-центр.
  • CRM.
  • Сайт.
  • Много лидов.

Телефония и CRM


Довольно долго я искал и сравнивал простые для старта и интеграции сервисы, но мой выбор остановился на сервисе LpTracker (в 2020 году не рекомендую).

Из 8 месячного опыта мучений опыта использования этого сервиса могу сделать объективные выводы.

Плюсы:


  • Все в одном: CRM, телефония, аналитика.
  • Простая установка и настройка (код на сайте, как метрика).
  • Гибкая настройка.
  • Удобный интерфейс.

Минусы:


  • Если забыл оплатить- отключается всё.
  • Странная комиссия 15% сверх счета.
  • Ограничение на посетителей на сайте в день, после достижения которого лиды не добавляются в CRM, решается переходом на более дорогой тариф.
  • Нельзя использовать стороннюю телефонию.
  • Ужасная телефония, которая постоянно отваливается.
  • Записи звонков могут быть не ваши (совсем из другой компании).
  • Ужасная техподдержка, которая постоянно футболит.

Выводы: Если у вас небольшая компания, которая не совершает много звонков- хороший выбор на старте.
Позже выбрали более стабильную телефонию и отдельно CRM.


Сайт


Необходим был «крутойсайткакумерседеса» при этом с функционалом драйв.ру. И как это обычно бывает в пределах 30 т. р.

Стоит отметить, что на сайте должно было присутствовать порядка сотни автомобилей, как в наличии, так и под заказ. Только нормальное наполнение такого сайта уже в районе всего бюджета.

Переубедить заказчика оказалось просто: достаточно было показать с десяток предложений, с ценами гораздо выше 30 т.р. и бюджет стал больше. Я нашел подходящих исполнителей, мы встретились, обсудили всё оффлайн, подписали договор, и я оставил предоплату с уверением, что до нового года всё будет как часы.

Подводный камень № 2: Работа не по договору. Всегда старайтесь работать по договору.

Даже если договор на физическое лицо, все же в нем есть больше юридической силы, чем вы просто отдадите деньги под честное слово.
Как бы вам не казалось, что это лишнее- перестрахуйтесь.

До нового года сайт готов не был. По договору крайний срок был 11 января (пункт в договоре про рабочие дни, а не конкретная дата). И ровно в этот день сайт был готов. Но это был не тот сайт, который обговаривался. Всё было ужасно. Автосалон вот-вот должен открыться, а сайт представляет из себя плод любви пьяного вебмастера со сломанной клавиатурой.

Кратко список недоработок, по сравнению, с договоренностями выглядел так:

Здесь-то и пригодился договор, в котором было указано, что тех. заданием может являться переписка.

Лайфхак: В случае проблем с заказчиком и наличии договора, если в нем не прописано иное, можете смело составлять досудебную претензию с просьбой вернуть деньги по договору и оплатить размер упущенной выгоды. Как всё подготовить и рассчитать можете нагуглить в Яндексе.

Как и ожидалось, после получения такой бумаги работа по сайту пошла Стаханову на радость.

Был реализован резервный план (всегда имейте резервный план): за пару вечеров и несколько тысяч рублей был состряпан лендинг с простой формой выбора автомобиля и подачей заявки на автокредит.

Выглядел он примерно так:


Не шедевр дизайна, но конверсия с mytarget в заявку была на уровне 3,5%.

Теперь перейдем к этапу подготовки рекламных кампаний.

Целевая аудитория


Теоретически наша ЦА 18+ с правами, готовая купить автомобиль или обменять свой старый по trade-in.

Но у меня стояли задачи привлечь как можно больше людей на оформление автомобиля в кредит, т.к. в связи с кризисом с наличными у людей было не очень и кредит рассматривался как более простой способ продать автомобиль.

Тем самым у нас возникает более точный портрет ЦА:
  • 21−60 лет.
  • С правами.
  • Без просрочек более месяца.
  • Без серьезных судимостей.
  • Со стабильной работой.
  • Средний+ достаток т.к. автомобили среднего ценового сегмента.
  • Хочет новый автомобиль (изначально автопарк составляли только новые авто).
  • Живущие от автосалона в радиусе 500 км.

Заранее отвечаю на возникший в вашей голове вопрос: кто поедет за 500 км покупать автомобиль? В регионах поедут. А быстрее всех приедут жесткие просрочники и будут утверждать, что им обещали автомобиль. Спасают в таком случае записи разговоров.

Когда примерный портрет нашего покупателя готов пора перейти к тем, кто будет пытаться этих клиентов переманить и не всегда честными способами.


Анализ конкурентов


Самыми главными и не достижимыми конкурентами на том этапе были крупные дилерские центры с многолетней историей. Их знали все в городе, у них большие маркетинговые бюджеты, корпоративное обучение, огромный опыт и вообще они даже не считали (да и сейчас, скорее всего) нас конкурентами т.к. масштаб совсем не тот. Но для нас они были конкурентами т.к. привлекательнее небольшого автосалона, торгующего разными марками автомобилей, пусть и новыми.

Спускаясь с уровня небожителей автомобильного рынка, мы попадаем на уровень маленьких автосалонов-автостоянок, авторынков и прочих перекупщиков. Уровень сервиса, продавцов, маркетинга там был и есть не на самом высоком уровне. Но все же долгие годы присутствия на этом рынке и большой автопарк делали из них вполне ощутимых соперников. Вполне обычная ситуация, когда отдел продаж сработал хорошо, человек приехал из другого города, но как-то по пути попал в другой автосалон и купил себе за ту же стоимость б/у автомобиль классом выше.

Итак, мы находились не в самом лучшем положении: на момент начала работы не большой автопарк только новых автомобилей и январь 2016 года, когда продажи автомобилей упали на 29% по сравнению с предыдущим годом.

Пруф:


Поэтому нужно было показать что-то такое, что никто еще не делал или сделать хорошо, то, что все делали плохо.

С помощью сервиса Similarweb.com был проведен примерный анализ интернет-трафика конкурентов.

За такой способ конкурентного анализа спасибо Convertmonster.


Из кучи цифр видно, что доля трафика из e-mail рассылок и социальных сетей ничтожно мала.
Поэтому был выбран именно этот способ продвижения (соцсети) на первом этапе, как самый низконкурентный.

Подготовка/разработка


Здесь я кратко расскажу, как были реализованы подходы к настройке трафика, а ниже уже распишу подробнее об особенностях настройки и результатах кампаний. В этом разделе будет только первые несколько месяцев работы.

Контекст или минус-слова для слабаков


Первым делом заказчики поставили задачу настроить Директ, лучше, чем все, и чтобы, по всем словам, которые хоть как-то намекают на то, что человек ищет автомобиль наш автосалон был на первом месте.

В то время большим специалистом по контексту я не был и решил привлечь знакомого человека, который работал в международном агентстве и как раз не первый год занимался именно контекстом. Т.к. в крупных агентствах сертификация специалистов обязательна, то к этому претензий не было: сертификат Директа и полный комплект сертификатов Гугла (посмотрите
сколько их там!) был в наличии. Но это не спасло никого.

Компании были настроены, а когда пошла открутка это было похоже на эту картинку.

Вот вам простой рецепт настройки контекста от крупного агентства:

  • Собираем левую колонку вордстатом по нескольким популярным запросам.
  • Добавляем минус-слова и любого стандартного списка минус-слов.
  • Делаем шаблон объявления на всю кампанию.
  • Еще можно какие-нибудь быстрые ссылки добавить.
  • Говорим красиво и убедительно, что так должно быть.
  • Profit!

Смотрим статистику, вытираем слезу счастья (в Adwords Ads была примерно такая же история)


И вот он наш Подводный камень № 3: Доверие и низкий контроль.
Никому не доверяйте на слово, пока не увидите его в работе. А если думаете, что можете довериться всё равно проверьте еще раз!

Увидев, что происходит я расплакался и стал сам всё делать, параллельно обучаясь профессиональной настройке директа и Adwords Ads.

Для сравнения похожая кампания сейчас (т.е. несколько лет назад):

П.С. Надеюсь, что просто специалисту было лень настраивать или разбираться в тонкостях ниши, а не то, что в крупных агентствах творится такой трэш (как я был наивен :)).

Mytarget наше всё


Сейчас, конечно, Майтаргет больше «уже всё» для web трафика. Но тогда…

В майтаргете у меня был бОльший, чем в директе, опыт т.к. я немного баловался товаркой, пока там не запретили реплики часов и вообще намного строже стали относиться к модерации.

Напомню, что у нас слабо готовый сайт и простенький лендинг. Заявки нужны уже вот прямо сейчас, чтобы люди начинали приходить.

Берем фотошоп, делаем на нетбуке простенькие баннеры и быстро запускаем.


Получаем примерно такую статистику


Клик меньше 5 рублей. Заявка в начале открутки выходила в районе 560 р. Потом удалось понизить до 330р, что было приемлемо.

Схема оптимизации простая:

  • Делаем несколько креативов и текстов.
  • Смешиваем это и получаем много объявлений.
  • У кого маленькие бюджеты больше 30 объявлений за раз не создаст.
  • Поэтому читаем про метод Тагучи (не все его признают).
  • Отмечаем в utm {{gender}} {{age}} {{geo}}, чтобы понимать, кто и откуда у нас конвертит.
  • Начинаем открутку на широкий таргетинг с базовыми интересами
  • Смотрим, что конвертит, делаем отдельные кампании с этим таргетом, и сегментируем его глубже.

Такие настройки позволяют быстро привлечь много трафика и понять, что делать дальше.
Если бюджет не позволяет такие тесты идем на ютуб и смотрим Дениса Кучумова. Тем более за год майтаргет сильно подрос по возможностям таргетинга.

В первый вечер с 00 часов где-то до 4х утра удалось привлечь порядка 35 заявок на автокредиты. Связано это было с тем, что практически никто в регионе не использовал майтаргет и аудитории такое было в новинку. Потом, конечно, аудитория подвыгорела и уже так бодро не конвертила.

К сожалению, за давностью не удалось найти много скринов т.к. два разаменял ноутбук и некоторые доступы к кабинетам были успешно потеряны.

Как дополнительные источники трафика были зарегистрированы кабинеты на сайтах автообъявлений, как крупных, типа Авито, дрома и т. д., так и региональных.

Заведены все соцсети, но по итогу осталась одна группа вк, т.к. времени катастрофически не хватало.

Первые два месяца были грустными, продалось машин 14, но потом всё начало набирать обороты и появился свет в конце тоннеля.

В следующей части я отдельно разберу основные источники трафика с особенностями и хитростями, которые были применены. Многие эти хитрости, конечно, знают, но применяют их не все.

Кейсы